В СОДЕРЖАНИЕ           НА ГЛАВНУЮ

Кошачья инквизиция

Эпоха религиозного фанатизма в Европе отмечена не только учреждением инквизиции
и судилищами над ведьмами, но и настоящими кошачьими аутодафе. Кошка была
объявлена дьявольским животным.

Вероятно, это как-то было связано с желанием церкви дискредитировать в сознании народа образы старых богов, которым часто придавались зооморфные черты.

Теперь черная кошка представлялась непременной спутницей ведьмы и пособницей в ее нечестивых магических обрядах. Соответственно, и поступать с кошками следовало таким же образом, как с колдунами, уверяли фанатичные церковники. Сохранились даже картины старых мастеров, на которых можно увидеть орудия пыток и казни, предназначенные для кошек. В Средние века традицией стало проводить массовые казни кошек в день празднования памяти святого Иоанна.

Но люди забыли о крысах...Если и сейчас вооруженное всевозможными химикатами человечество никак не может справиться с крысами, то в средние века кошка была единственным союзником человека в этой борьбе. Точнее могла бы быть. Но люди с маниакальным упорством пилили сук, на котором сидели.

Кошки — чемпионы по уничтожению мышей и крыс. Так, кот Таузер, живший при известном заводе по производству виски The Glenturret Distillery в Шотландии до 1987 года, за 24 года отловил их более 25 тысяч, точнее, 28899 мышей, не считая крыс и кроликов, что занесено в книгу рекордов Гиннеса. Но даже это число уступает показателям пятнистой кошке, проживающей на стадионе Уайт-Сити в Лондоне. За шесть лет она поймала более 12480 крыс, что составляет пять-шесть крыс в день. А голодные средневековые кошки — это не изнеженные «кити-кэтами» современные, а настоящая гроза крыс и мышей.


Но инквизиция и простые «сознательные граждане» истязали и убивали ни в чем не повинное «сатанинское отродье» в таких количествах, что кошкам грозило почти полное уничтожение. К XIV веку кошек осталось так мало, что они уже не могли справляться с крысами, переносившими бубонную чуму. Начались эпидемии, в которых, естественно, обвиняли не инквизицию, а прокаженных и евреев (считалось, что причина чумы в том, что они отравляют колодцы). В волне погромов, прокатившейся по Европе, были уничтожены около 200 еврейских общин. Это не помогло. Тогда решили, что уничтожены еще не все зловредные ведьмы и стали сжигать их с еще большим рвением. Вместе с кошками. Крысы расплодились еще больше. Результат известен — от четверти до трети населения Европы погибло от чумы. (Только в самом конце XIX века Александр Йерсен и Луи Пастер своими научными исследованиями вернут кошке ее доброе имя, открыв, что чуму вызывают микробы, а не ведьмы, кошки или евреи). Не умершей от чумы части населения Европы, на тот момент становится не до кошек — оставшееся население, отравленное спорыньей, выделывает коленца в «пляске святого Витта». Кошки начинают размножаться, уменьшается количество крыс и мышей, затихает чума и ...люди с новой силой и с прежним рвением продолжают «дьявольских животных» сжигать.

При этом набирает силу поверье, что в чуме виноваты как раз кошки, источающие «зловредные миазмы». Мыши и крысы с радостью наблюдают из своих норок, как обвиняемые в сотрудничестве с ведьмами и дьяволом кошки снова исчезают одна за другой и гибнут от рук благонравных христиан. Хорошее настроение способствует хорошему аппетиту — в начале XVI века крысы почти полностью съедают урожай в Бургундии. Наступает голод, люди опять гибнут. Церковь, как обычно, борется с бедой старым, проверенным методом — вызывает крыс на суд. Процесс в суде Отенского церковного округа, где крыс призвали к ответу, был довольно таки длителен, но урожая не прибавил и медленно угас сам собой, принеся очередные лавры лишь адвокату. Хотя «повестки были составлены по всей форме; во избежание возможных ошибок подсудимые были описаны как мерзкие животные сероватого цвета, живущие в норах, но адвокату удалось доказать, что крысы не явились на суд, поскольку боялись кошек. Суд признал основательность приведенного аргумента. И так дальше, по заколдованному кругу...

Реформация и эпоха религиозных войн привели к относительной религиозной терпимости, которая впоследствии получила законодательное закрепление во многих государствах. Это ослабило религиозный фанатизм, отравлявший прежде все сферы жизни народов Европы, и многое из проповедей церковников уже не представлялись непререкаемой истиной. Искоренение ереси и колдовства уже не носило столь чудовищного и всеобъемлющего характера. Прекратились и кошачьи казни, а веселых пушистых зверьков снова стали держать в домах.

  Обсудить статью на ФОРУМЕ сайта



  В СОДЕРЖАНИЕ           НА ГЛАВНУЮ

Яндекс цитирования